Печать

Все профессиональные консультанты периодически сталкиваются в своей деятельности с вопросами этики и личных ценностей.

Основная задача консультанта по грудному вскармливанию - информировать кормящую женщину о том, как грамотно организовать грудное вскармливание. Поэтому иногда приходится говорить то, что следует знать, а не то, что хотят услышать. Но, стиль подачи информации может быть разный, и существуют определенные нормы и правила общения между консультантом и клиентом.

Общаясь с беременной или кормящей женщиной, консультанту, в первую очередь, нужно учитывать, что она находится в так называемом «измененном состоянии сознания», часто в тревоге, растерянности. Не стоит забывать и про усталость, большое количество ожиданий, и оценочное пространство в котором находится женщина («Что обо мне скажут?», «Хорошая ли я мать?», «Справлюсь ли я?»).

Материнство – это ответственность, и многие сталкиваются с ней впервые.

Вопрос понимания уязвимости каждой мамы и уважение к ее мнению - вот ориентир, на который много лет настроены консультанты АКЕВ. Тому, кто давно работает многие вещи легче понять, чем тому, кто впервые сталкивается с этой сферой деятельности. Но одно всегда неизменно: общение с консультантом не должно представлять для кормящей матери дополнительной психологической нагрузки.

Если консультант плохо представляет свою этическую ответственность и соответствие профессии он может нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения. Поэтому, прежде чем приступать к оказанию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточные знания.

На помощь консультантам и людям «помогающих профессий» приходят определенные этические принципы, которые имеют отношение к деятельности в категории «человек-человек»:

• принцип благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда);

• принцип непричинения вреда (избегание ущерба);

• принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения);

• принцип справедливости (честность);

• принцип точности (соблюдение или уважение обязательств);

• принцип уважения собственных ценностей клиента;

• принцип профессионального соответствия.

Во многих принципах заложено доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, не оказывая при этом психологическое давление.

Психологическое давление – это метод

  • представительного, внушительного;
  • сильного, интенсивного;
  • указующего, утвердительно;
  • устойчивого, стабильного

воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и/или манипулирование действием, поведением, убеждениями, принципами, и т.п.

Воздействие на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции. (Определение из курса «Система методов психологического воздействия и влияния» - «Социальная психология»).

 

В этой статье попробуем на примерах показать определенные ошибки в общении, которые носят манипулятивный характер, психологически подавляют:

На самом деле список того, что может быть расценено, как "психологическое давление" намного больше, но тогда можно поставить точку, не начиная диалог, и запретить деятельность любых консультантов в любой области общения системы «человек-человек».

У консультантов по вопросам грудного вскармливания есть одно важное правило: "Запрещено давать совет! Необходимо предоставить информацию и предложить рекомендации для того, чтобы кормящая женщина приняла собственное решение". Часто мамы обращаются к консультанту именно за советом, и тогда по обоюдному согласию и пониманию ситуации, вместо рекомендаций они получают совет, и берут ответственность на себя.

В своей профессиональной деятельности консультанты не должны вести себя таким образом, который подрывает веру общественности в деятельность консультанта по вопросам лактации, или в работу других консультантов.

Психологическое давление, неэтичное поведение консультанта может привести к тому, что обратившаяся за помощью женщина не получит необходимую своевременную помощь и/или поддержку. Более того, может больше не иметь желания искать информацию от консультантов.

Консультант в живом общении понимает какие слова маме будут "понятнее", и иногда в общении возникает поле слов и фраз, построенных на типичных приемах психологического давления, которые устраивают кормящую маму, потому что это ее типичные слова и фразы, это ее язык общения – в этом случае консультант вынужден будет принимать решение о переходе на этот язык или поиске новых аргументов без оказания психологического давления.

Более корректно обращение к кормящей женщине с позиции «а как Вы считаете/думаете/планируете?»:

  • "может=возможно";
  • "иногда";
  • "как один из вариантов";
  • "мама принимает решение";
  • "прислушайтесь к ребёнку";
  • "принимайте решение, опираясь на своё материнское мнение".

Консультация — это возможность рассмотреть историю вскармливания именно этого ребёнка, проанализировать «ошибки» в организации кормления и помочь матери составить индивидуальную схему их исправлений.

Профессиональный консультант по лактации умеет находить нужные слова и фразы, и единственное давление, оказанное на кормящую женщину, – это доверие к авторитетной организации, в которой он состоит. Задача каждого консультанта предложить маме информацию так, чтобы никто потом не мог упрекнуть его в "передергивании", "давлении", "манипуляциях" и т.п. И у нас это неплохо получается!

Конечно же, бывают исключения - всякий диалог имеет свои этапы и свой собственный характер. И мамы бывают разные: кому то по душе сравнение с Богиней, а кто-то и обидеться на такое может.

Наталья Мовчан,

Консультант-Преподаватель АКЕВ, Киев

 

Комментарии:

Категория: О нас